Состоялось очередное обновление платформы облачного Битрикс 24. Как всегда: добровольно-принудительное. Много фишек, которые все давно ждали. Есть такой постулат: обновление исправляет старые баги и добавляет новые. В этот раз ничего не изменилось.
Конечно, в платформу добавлены много хороших и полезных фишечек, но сегодня речь не о них. О них все рассказывают, это не ко мне.
Поговорим о неприятном.
На мой взгляд, одна из главных проблем внедрения CRM — это сотрудники. Настройка технической части относительно проста и может быть проведена почти любым более-менее квалифицированным технарём. Сотрудник — этот тот фактор, который способен свести на нет все усилия и затраченные средства на внедрение Битрикс 24.
Обычно руководитель и/или нанятые им специалисты тратят немало усилий для того, чтобы сотрудники начали работать в новой среде — CRM. Нужно признать, что это, порой, действительно сложно для сотрудника — перестроиться под новые процессы: раньше всё делалось быстро и просто в блокноте или Excel, а теперь нудно и муторно вносить все данные в программу с незнакомым интерфейсом. Мне известно немало случаев, когда сотрудники открыто саботировали работу CRM и поверивший им руководитель заявлял: «Ваша CRM — бесполезна и от неё нет никакого толку». Разобравшись, выяснялось, что сотрудники банально не хотят вникать в новую программу и пользоваться ей.
И вот, победа! Сотрудники начали работать, процессы упорядочились, эффективность медленно, но уверенно начала повышаться. Но мы не ищем простых путей и «гениальный» Битрикс 24 решает обновить продукт (мы же так любим новинки), видимо, нанимает дизайнеров и решает переделать (слегка) интерфейс и логику. Давайте добавим элегантные иконки — решают дизайнеры. Давайте переработаем логику сделок — решают разработчики.
И вот, утро после релиза. Сотрудник, который несколько месяцев учился вносить информацию о текущей сделке в комментарии, наводит курсор в привычное место, а там… какое-то «дело» и поле «что нужно сделать».
Раньше список событий был компактым и аккуратным на один экран влезало много строк и информация хорошо воспринималась. Сейчас это выглядит так:
Милые иконки, но совершенно убийственно для бизнес-приложения, в котором всё должно быть строго, компактно и сфокусированно.
Также, сильно изменили логику сделок относительно фильтрации отображения сделок с делами/с просроченными делами/без дел. Я не буду подробно расписывать, чтобы не утомлять.
Возможно, я не разобрался ещё в новом функционале и настройках. Возможно, это всё отключается и/или функционал стал гениально эффективным, но… Сегодня утро и я, как и многие пользователи, тупо смотрю на экран и пытаюсь понять, где теперь что и как это работает.
Неужели нельзя сделать галочку «новый интерфейс», чтобы любители экспериментировать могли в полной мере насладиться квестом изучения новинок? А те, кому это не горит, могли неторопясь изучить функционал и если посчитают его удобным, провести обучение и спокойно перейти на него, когда им будет удобно.
Битрикс 24, друзья! Вы пишете бизнес-софт, а не какую-то игрушку для подростков. Вам следует принимать во внимание те изменения, которые возникнут у пользователей после ваших «нововведений».
Ещё пару слов для тех, кто размышляет о выборе CRM и её настройки под себя. Если вы остановитесь на штатных интеграциях и настройках, то при обновлении платформы такой, как Битрикс 24, у вас не должно быть большого количества проблем. Даже если какие-интеграции «поплывут», их быстро починят. Совсем другая история с изменениями и интеграциями, написанными конкретно под вас. Нет никакой гарантии, что при следующем обновлении (которое может произойти на следующий день после принятия работ интегратора), ваши настройки и интеграции, в которые вы вложили не одну сотню тысяч рублей, превратятся в тыкву. И интегратор не согласится бесплатно делать настройки под новую платформу и я его понимаю. Плохо, если он вас об этом не предупредил, но вам следовало изучить этот вопрос до подписания договора и передачи денег.
Пользователи коробочной версии Битрикс 24 находятся в несколько более выгодном положении, но и тут есть свои подводные камни, о которых в другой раз.
Впрочем, я не ругаю Битрикс 24, как платформу. Она достаточно хороша и в некоторых моментах ей нет альтернативы сегодня. Я о том, что нужно осознанно подходить к выбору платформы для своего бизнеса и быть готовым к неожиданностям.
кеку